РасPISAние на завтра, или Меняем конфетку на тест

20 марта 2017 14:18 Источник:  sputnik.kg

Приятно ли вам общаться с образованными людьми? Задумались? Согласна — я высоко задрала планку. Хорошо, пусть не образованными, но хотя бы грамотными… Это совсем другое дело.

Ведь о чем нам говорить с образованными? О высоких материях, о том, как космические корабли бороздят просторы Вселенной, о решениях интегралов? Кстати, что такое интеграл я, признаюсь, вообще не помню. Это слово просто закрепилось где-то в подсознании, не более того. Главное, я сейчас вообще не могу представить, для чего мы учим подобные вещи в школе. Безусловно, нельзя утверждать, что никто из читающих эти строки вообще не пользуется интегралами. Возможно, кто-то вместо утреннего просмотра новостей берет чистый лист бумаги — и давай шпарить математическими выражениями, причем не только в письменном, но и в устном виде. Один мой сосед так и кричит жене, что он "интеграл" ее ближайших родственников, потом всех вокруг, а заодно и нашу действительность. Всем, кто это слышит, сразу становится ясно: человек грамотный, много умных слов знает и к месту применяет…

С чего это я вдруг о грамотности задумалась? Просто тут в министерстве нашего всепоголовного образования и даже выживающей пока науки рассказали о возможном возобновлении участия школьников Кыргызстана в тестировании по системе оценки PISA. Тому, кто подзабыл, напомню: это международная программа по оценке образовательных достижений учащихся. Некий тест, с помощью которого в разных странах пытаются оценивать грамотность восьмиклассников и их умение использовать полученные в школе знания на практике. Проводится PISA раз в три года. Нашим ребятам пару раз уже давали возможность проявить себя в этой программе — в 2006-м и 2009 годах. Результат, надо заметить, был весьма печальным: обе попытки закончились так же, как и у отечественных студентов-лыжников, выступавших недавно на Зимней универсиаде, — наши прочно обосновались на последнем месте. Тот печальный тест помог выяснить, что менее 14 процентов 15-летних школьников в КР умеют мыслить продуктивно. Цифра просто обескураживающая.

Руководителям отечественного образования, думаю, было очень обидно. Они как бы работают на благо отечества, только и думают, что сделать, чтобы детки были грамотными. Те же платят черной неблагодарностью — даже читать толком не умеют, а если и читают, то с трудом могут сказать, что именно. Вспоминается шутка про игру "Поле чудес", когда участник жалуется друзьям, что не смог получить приз. Те его сочувственно спрашивают: "Не угадал буквы?". "Нет, — отвечает неудачник, — буквы все открыл, а слово прочитать не смог". Смех-смехом, но от реальности это, как показывает жизнь, недалеко.

После двойного фиаско наши чиновники напрочь отказались продолжать эксперименты со школьниками. Объяснили свое нежелание просто — в системе образования началась реформа, а во время таких процессов учеников не стоит тревожить какими-то импортными тестами.

И вот прошло восемь лет. В республику нагрянули руководители проекта с предложением вновь включить Кыргызстан в программу. В Минобрнауки их встретили тепло и поведали, что предыдущий провал не остался незамеченным (еще бы!) и даже сделаны многогранные выводы. Теперь в ведомстве разрабатывают все новое — стандарты, программы, учебники. Чтобы поднять уровень образования на невиданную доселе высоту, создали Республиканский институт повышения квалификации и переподготовки педагогов, приняли новые стандарты по педагогическим специальностям для вузов. Работа как бы ведется!

Правда, недавно на заседании парламента депутаты заявили, что в стране не хватает учителей. Даже несмотря на новые стандарты, выпускники школ не стремятся возвращаться туда на работу. "Может, надо снизить проходные баллы при поступлении в вузы на педагогические специальности?" — проявили инициативу законодатели. Предложение, конечно, интересное. Только кто гарантирует, что плохо умеющие читать школьники через несколько лет, став преподавателями (как учатся в университетах — отдельная тема), смогут научить читать своих учеников? Думаю, никто. А дальше ком неграмотности будет катиться по стране, как снежная лавина.

Ближайшее проведение PISA в мире запланировано на следующий год, однако в министерстве считают, что нам пока рано в этом участвовать. Наши школьники еще не очень хорошо освоили новые учебники. Вот пройдет четыре года — тогда чиновники и подумают, стоит ли тестировать деток. Ведь слабые знания могут больно травмировать юношей и девушек.

Но все-таки включиться в PISA, как говорят, и колется и хочется. Ведь представители программы не просто так предложили нашей стране участие: они пообещали в рамках проекта подарить много ноутбуков Самому МОиН, Институту повышения квалификации и переподготовки педагогов, а также Национальному центру тестирования. Предполагается, что с новенькой техникой сотрудники этих ведомств смогут непрерывно заниматься сбором и обработкой данных во время командировок по регионам. Да и на проведение тестов Европейский союз обещает подкинуть грантовых денег.

Вот тут, как мне кажется, и начинаются душевные терзания чиновников. С одной стороны, им хочется халявных подарков, а с другой — не стать опять хуже всех. Думаю, они найдут компромисс: попросят дать им ноутбуки уже сейчас и пообещают потом обязательно (когда-нибудь) принять участие в тестировании, если, конечно, в стране все будет спокойно.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции