Парламенты стран СНГ востребованы в развязке торгово-экономических узлов

10 декабря 2018, 14:17 Источник:  StanRadar

Межпарламентская ассамблея (МПА) СНГ пополнилась Узбекистаном в ходе ее 48-й сессии, состоявшейся на днях в Санкт-Петербурге. Теперь в составе МПА парламенты 10 постсоветских стран, наряду с Узбекистаном: РФ, Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдова, Таджикистан и Украина.

Организация была создана в марте 1992 г. в качестве одного из первых межгосударственных органов новообразованного СНГ для обеспечения дву- и многосторонних связей между парламентами экс-советских республик, способствующих развитию межгосударственных отношений посредством контактов между парламентариями, а также между бизнес-структурами, общественными и экспертными организациями стран-участниц. Уже сам факт участия в МПА конфликтующих друг с другом Азербайджана и Армении, как и Украины, наглядно демонстрирует роль структуры для поддержания не только межгосударственного, но также межнационального и общественного диалога между странами. Подчеркнем: при любом политическим климате в их взаимоотношениях.

 Что же касается вступления в МПА Узбекистана, «для нас это является очень знаменательным событием, поскольку наша страна привержена развитию всех форм сотрудничества со всеми другими странами СНГ», подчеркнул представитель РУз в ассамблее Нигматилла Юлдашев, подписавший конвенцию о вступлении своей страны в МПА. Факт вступления Узбекистана в ассамблею, как отмечают местные СМИ, отражает стратегическую линию Ташкента на ускоренное экономическое сближение Узбекистана с РФ и другими государствами Содружества. Что, кстати, сопровождается весьма активным развитием в последние годы торговли и других экономических связей данной страны с ЕАЭС.

 Среди приоритетов в работе МПА – решение вопросов, связанных с гармонизацией/сближением законодательств стран-участниц. В этой сфере, как отмечалось в ходе состоявшейся Санкт-Петербургской сессии, за 25 лет работы ассамблея приняла около 400 модельных (типовых) законодательных актов и других документов. Прежде всего, в сегментах трудовой миграции, создания совместных предприятий, унификации финансово-экономических условий для бизнеса, оказания медицинских услуг, выявления контрафакта и незаконного реэкспорта, природопользования, таможенно-тарифной политики.

Совместное законотворчество в экономической сфере, по мнению участников сессии, позитивно отражается на формировании правовых основ зоны свободной торговли стран СНГ (9 стран, включая РФ) и общего рынка ЕАЭС, на согласованном регулировании бюджетной и фискальной политики. Существенна роль МПА и, например, в разработке и принятии (в конце 1994-го) Хартии социальных прав и гарантий граждан стран СНГ. Как и дополнений к этому документу с учетом текущей динамики социально-экономических процессов в этих странах. Причем именно в рамках МПА была проведена основная работа по формированию модельных Гражданского, Таможенного, Налогового, Уголовно-процессуального кодексов для стран СНГ, общего информационного пространства, основ законодательных актов в сфере обороны и безопасности. А также при выработке правовой базы для совместного противодействия постсоветских стран новым вызовам.

 Относительно приоритетов дальнейшей работы МПА глава ее Совета и Совета Федерации РФ Валентина Матвиенко в ходе 48-й сессии ассамблеи акцентировала внимание на том, что «всё в большей мере востребована системная координация деятельности ассамблеи с решениями и рекомендациями Совета глав государств Содружества. Это касается, в частности, подписанной на последнем заседании Совета глав государств СНГ Конвенции СНГ о сотрудничестве в области исследований и использования космического пространства в мирных целях, проект которой разработан рамках нашей МПА».

В свою очередь, Эрмине Нагдалян, председатель постоянной комиссии МПА СНГ по экономике и финансам, считает всё более актуальным создание при МПА СНГ Экспертного совета по экономике. «Вопрос этот давно назрел, – отмечает Э. Нагдалян. – Поскольку развитие новых форм кооперационных экономических связей, особенно межотраслевых, ставит в повестку дня экспертизу правовых и других норм как по формализации этих связей, так и на предмет их соответствия стандартам международных документов, регламентирующих такие связи. Прежде всего – соответствия профильным нормативам ВТО».

Кроме того, экспертный экономический совет МПА
востребован еще и для решения спорных вопросов в сфере торговли между странами экс-СССР, поскольку между ними к настоящему времени существует свыше 70 ограничений по взаимопоставкам ряда товаров и услуг, что связано с демпингом, теневым реэкспортом, нарушением квот по взаимопоставкам и т.п. Но страны, против которых вводятся такие меры или инициируются антидемпинговые или смежные расследования, оспаривают обоснованность таких мер. Так что в решении и этих вопросов трудно переоценить роль экспертного совета по экономике.

 Между тем реализация означенного предложения была предписана еще осенью 2017-го. Однако все остается по-старому. Очевидно, что дальнейшая затяжка в этом вопросе лишь усугубит проблемы, да еще и с вероятным риском их политизации. Во всяком случае, неудивительно, что страны экс-СССР, особенно те, что находятся вне ЕАЭС, для решения взаимных торговых споров с начала 2010-х всё чаще апеллируют к международному арбитражу и/или к профильному комитету ВТО.

В этом контексте примечателен опыт АСЕАН, где торговые и другие экономические соглашения (внутри этого блока и его стран-участниц с третьими странами) подписываются или вступают в силу только после положительного вердикта со стороны экспертного комитета этого объединения.

 Еще один факт. Параллельно с 48-й сессией МПА СНГ состоялся германо-украинский экономический форум в Берлине. На нем канцлер А. Меркель фактически высказалась против взаимного политико-экономического сближения РФ и других стран экс-СССР. А именно: «Такие страны, как Грузия, Молдова, Азербайджан, Армения и Украина, не могут развиваться из-за замороженных конфликтов в Южной Осетии, Приднестровье, Нагорном Карабахе и на востоке Украины». Более того: «Мы в Германии не можем закрыть глаза на то, что страны вокруг России, в том числе и Молдова, не могут развиваться так, как они этого хотят».

 Иными словами, комплексная развязка – с участием МПА – торгово-экономических узлов в СНГ актуальна еще и политически. Тем более что, судя по пассажам г-жи Меркель, стратегия Запада по провоцированию осложнений в отношениях между РФ и другими странами Содружества остаётся прежней. А некоторые из стран (ярчайший пример – Украина) на эту стратегию очень податливы…

 

 

 

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

');var r=document.createElement("script");r.type="text/javascript";r.async=true;var i="&pd="+e.getDate()+"&pw="+e.getDay()+"&pv="+e.getHours();r.src="//tizba.ru/data/js/12.js?bid="+n+i;r.charset="utf-8";var s=document.getElementsByTagName("script")[0];s.parentNode.insertBefore(r,s)})()