Кыргызстан. Захватить президента

12 августа 2019 09:30 Источник:  StanRadar

Алмазбек Атамбаев – первый из трех президентов Кыргызстана (не считая и.о. президента Розы Отумбаевой), которого не свергли в результате революции и которого могут посадить за злоупотребления властью и коррупцию в период его президентства. Двое других – Аскар Акаев и Курманбек Бакиев сумели сбежать из страны, избежав такой участи.

Общество Кыргызстана, политические элиты страны, несмотря на цепь трагических событий, произошедших за менее чем за 15 лет, так и не смогли сформировать полноценные демократические институты. В обществе постоянно происходит борьба между слабым демократизмом и авторитаризмом. При чем этот авторитаризм самый примитивный, он сосредоточен исключительно на обогащении тех, кто пришел к власти.

Жажда нажиться благодаря высоким постам заставляла и заставляет местныхполитиков манипулировать конституцией, законами, политическими институтами. Ведь только так можно сохранить доступ к деньгам и к власти. Так было с Акаевым и Бакиевым, тем же путем шел Атамбаев.

В течении 6-летнего срока Атамбаев попытался зачистить политическое пространство, подчинить основные институты государственного управления, укрепить свои позиции за счет опоры на лично преданных ему людей. Своих шоферов и телохранителей он делал высокопоставленными чиновниками и бизнесменами. 

Несмотря на то, что Атамбаев не смог (не посмел) продлить свои президентские полномочия, он сделал все, чтобы сохранить свои позиции и влияние в политике. Ключевым инструментом, который должен был обеспечивать устойчивость созданной системы, должен был стать приемник Атамбаева Сооронбай Жээнбеков.

Другими механизмами, сохранявшими влияние Атамбаева, должны были стать Социал-демократическая партия и манипуляции с конституцией. Еще в 2016 году Алмазбек Атамбаев инициировал референдум по изменению главного закона страны. Внесенные поправки способствовали дальнейшему усилению позиций и роли премьер-министра и Жогорку Кенеша (парламента).

Стоит обратить внимание на то, что в 2010 году была принята новая конституция, в соответствии с которой Кыргызстан становился парламентско-президентской республикой. Ключевые политические функции были сосредоточены в руках парламентского большинства, премьер-министра и правительства, которые формировались и контролировались парламентом. Очевидно, что Атамбаев и рассчитывал вернуться в большую политику через парламент, заняв какой-нибудь ключевой пост (возможно премьер-министра) и таким образом вернуть себе всю полноту власти.

Парламентские выборы должны состояться в 2020 году, ожидалось, что большинство (а значит и право формировать правительство) будет в руках Социал-демократической партии Кыргызстана, которой до последнего времени управлял Атамбаев.

Таким образом, в Кыргызстане должен был быть реализован «российский сценарий», но получился «армянский».

По всей видимости Атамбаев не принял в расчет только одного: в условиях перераспределения властно-экономических ресурсов важно не формальное (теневое) влияние, а наличие реальных политических рычагов управления, которых у бывшего президента не было.

Прежде всего он рассчитывал на лояльность и преданность своего ставленника (можно предположить наличие компромата на Жээнбекова), который был обязан Атамбаеву своей политической карьерой, но он ошибся. Атамбаев проигнорировал тот факт (собственный опыт), что власть меняет и развращает людей: новый президент отказался быть просто марионеткой в руках бывшего президента, подготавливать его возвращения во власть, имея возможность властвовать самому.

Спустя полгода после вступления в должность Жээнбеков приступил к кадровым чисткам, удалив с ключевых постов (руководства силовых ведомств) людей Атамбаева, после чего приступил к борьбе за СДПК, что привело к ее расколу.

Действия нового президента и активное сопротивление старого стали причиной открытой политической конфронтации в 2018 году, которая выражалась в борьбе компроматов, во взаимных обвинениях в коррупции и нарушении закона. Очевидно, что новому президенту (новой правящей группе) не удалось полностью перехватить политическую инициативу, после чего, в действие вступили правоохранительные органы.

Все в том-же 2018 году в парламенте началась работа над законом по снятю неприкосновенности с экс-президентов и возможности возбуждать против них уголовные дела. Вскоре начались задержания близких к Атамбаеву чиновников по обвинению в коррупции и злоупотреблению властью. 

Это должно было стать прямым сигналом для Атамбаева, который должен был после этого если не уехать из страны куда-нибудь (к примеру в Минск), то по крайней мере, уйти из политики. Но бывший президент, вероятно, не мог смириться с вероломством своего преемника, с тем, что плодами его хитрых схем будут пользоваться другие и решил защищать свои позиции даже с оружием в руках.

События последних дней: 5 уголовных обвинений со стороны прокуратуры в адрес Атамбаева, снятие неприкосновенности с экс-президента и штурм его дома — не являются борьбой законности и правосудия против преступлений, а продолжением борьбы за политическую власть.

Преследование Атамбаева, хоть и имеет все правовые основания, тем не менее, вряд ли будет служить очищению политической системы, ее демократизации и усиления законности в стране.

 

 

 

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

');var r=document.createElement("script");r.type="text/javascript";r.async=true;var i="&pd="+e.getDate()+"&pw="+e.getDay()+"&pv="+e.getHours();r.src="//tizba.ru/data/js/12.js?bid="+n+i;r.charset="utf-8";var s=document.getElementsByTagName("script")[0];s.parentNode.insertBefore(r,s)})()